Вход twitter
Информационные технологии
Современное информационное пространство: новые возможности,
делающие жизнь и обучение более интересными и увлекательными.
Информатизация образования
Первый этап диджитализации школы (и начальной, и средней, и высшей) можно отнести к концу 1990-х годов, когда в учебных классах появилась более или менее современная компьютерная техника. Сегодня вопрос материально-технической оснащённости школ на Юге не является острым: каждая школа и вуз оснащены по меньшей мере кабинетом информатики, большинство имеет доступ в интернет. Понятно, что необходимо двигаться дальше, тем более, что государство готово это движение стимулировать: согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы, запланировано потратить около 10 млрд рублей на различные статьи расходов, связанные с созданием и развитием информационных и коммуникационных сетей системы образования. Пока что система развивает их самостоятельно — и в основном на ощупь.

Фундамент для науки

Само по себе наличие компьютеров в школе или вузе ещё не делает образование информатизированным. Компьютеры — это инструмент, который должен выполнять определённые функции; среди них — новые направления и методики обучения, оптимизация управления образовательным процессом, обмен материалами между учебными заведениями, в том числе и на международном уровне, и т. д. Чтобы превратить компьютерную технику из пишущих машинок в такой инструмент, необходимо создать коммуникационную инфраструктуру: построить локальную сеть, унифицировать ПО на всех машинах, подключить их к интернету, создать хотя бы интранет-интерфейс для хранения данных и обмена ими или даже сайт с широкой функциональностью, позволяющий устанавливать различные уровни доступа к информации.

Первыми такой задачей озаботились вузы, особенно крупные, имеющие как разветвлённую структуру, так и ресурсы для постановки задачи, возможно — её реализации, и точно — поддержки. Подобный проект реализуется в ЮФУ, где не ограничились закупкой техники и подключением всех подразделений к интернету. На базе Таганрогского радиотехнического института разработана коммуникационная площадка Incampus.ru, которая предлагает различные инструменты для управления процессом обучения как лекторам, так и студентам.

В Кубанском государственном аграрном университете (КубГАУ) осваивали бюджет на информатизацию, привлекая внешнего подрядчика. Это крупнейший сельскохозяйственный вуз России: на территории площадью свыше 200 га располагаются 20 учебных и учебно-лабораторных корпусов, общежития, лаборатории и другие объекты. Проект по построению единой кампусной сети передачи данных выполняла компания «Техносерв». Борис Бородянский, директор её департамента по развитию бизнеса в России и странах СНГ, сообщил, что проектирование и весь комплекс работ по прокладке волоконно-оптического кабеля (более 9,5 км), поставке и монтажу оборудования, его пуску и наладке заняли около года. «Подход университета к построению сети был основательным, — рассказывает г-н Бородянский об опыте сотрудничества с КубГАУ. — Для вуза разработано оптимальное решение, которое гарантировало достижение наилучших результатов по производительности, надёжности, управляемости и масштабируемости проекта за счёт применения многоуровневого подхода к дизайну сети».

Стоимость проекта — 11 млн рублей, и он достаточно долговечен: по словам Бориса Бородянского, КубГАУ, опираясь на собственную сеть передачи данных, может реализовывать приложения дистанционного обучения, организовывать аудио- и видеоконференции, потоковое вещание, обеспечивать хранение массивов данных и доступ к информационным ресурсам для студентов и сотрудников. В обозримом будущем вуз планирует развивать имеющуюся базу в масштабную информационно-коммуникационную систему: в данный момент решается вопрос с дальнейшим финансированием этого проекта.

Всё интерактивное — детям

В средней и начальной школе подавляющая часть проектов по внедрению новых технологий пока связана с закупкой оборудования. Управление образования Ростова-на-Дону третий год реализует проект «Новые технологии в образовании», в рамках которого школы оснащаются современными лабораториями по физике, химии и биологии. Руководитель управления Александр Уваровский объясняет такой выбор дисциплин тем, что именно реализация практической части этих трёх курсов обеспечивает в полной мере выполнение учебного плана и федерального государственного образовательного стандарта. «Приобретённые учебные лаборатории, в которых присутствует немецкое оборудование фирмы PHYWE, позволяют в полной мере выполнить практикумы по предметам естественнонаучного цикла, — говорит г-н Уваровский. — Но, кроме того, данное оборудование даст возможность реализовать исследовательские проекты обучающихся, которые выходят за пределы учебного предмета. Это обеспечит реальное развитие деятельности школьных научных обществ. Особо хочется сказать об эффективном использовании приобретаемой оргтехники. Сегодня модно покупать интерактивные доски и использовать их только как экран, а необходимо максимально использовать программные возможности этого оборудования. Для этого надо уделять внимание закупке программных продуктов. Вопрос программного оснащения очень важен, и ПО стоит дороже, чем приобретаемое “железо”».

Сегодня в каждой из 122 школ Ростова установлена или биологическая, или физико-химическая лаборатория, или обе — в зависимости от профильности школы, наличия высококвалифицированных кадров. Важно не упускать из виду вопрос подготовки специалистов, которые будут использовать это оборудование, чтобы оно не было музейным экспонатом. В управлении образования города осознают необходимость переподготовки преподавателей. «Надо говорить честно: многие учителя преподают по наработанным методикам на старом оборудовании и не всегда сразу готовы использовать новые возможности появляющегося в школе современного оборудования, — считает Александр Уваровский. — Важно, чтобы оно было задействовано в полной мере. В традициях российской школы на первом месте — педагог-профессионал, и никакое современное оборудование не компенсирует его работу».

Проблему внедрения ИКТ в умы преподавательского состава отчасти можно решить за счёт внебюджетных ресурсов: вендоры, заинтересованные в развитии информационной культуры в образовательной среде, инициируют проекты по обучению педагогов. Это практикуют и Microsoft, и Intel. Производитель ПО для контентной фильтрации «Лаборатория Касперского» запустил программу работы с институтами повышения квалификации АПКиППРО: в 2011–2012 годах в четырёх таких учреждениях ЮФО будут проводиться курсы по компьютерной безопасности для разных категорий слушателей — от детей и пожилых граждан до школьных преподавателей информатики и управленческих кадров образовательных учреждений. Конечно, опорным предметом курса станет продукция «Лаборатории Касперского» — на примере её софта планируется осваивать работу с антивирусным ПО. Но и другую полезную информацию слушатели курсов тоже получат. Светлана Ефимова, руководитель отдела глобального развития образовательных программ «Лаборатории Касперского», говорит, что учебные материалы содержат общую информацию по компьютерной безопасности без привязки к тому или иному антивирусному ПО: «Например, рассматриваются такие вопросы, как классификация компьютерных угроз, признаки заражения персонального компьютера вредоносными программами, контентная фильтрация, правовые основы информационной безопасности».

Инициатива одного из крупнейших производителей оборудования и ПО, компании IBM, позволила оснастить обучающими компьютерами детские сады Ростова-на-Дону. С 2010 года в рамках совместного с городским управлением образования проекта IBM поставила в 28 дошкольных учреждений по два компьютера с обучающими развивающими программами. Александр Уваровский убеждён, что это весьма знаковый проект для города: «Программа раннего обучения IBM KidSmart позволяет детям заниматься решением элементарных логических, математических, экономических задач. Эти программы не являются каким-то ноу-хау, но сегодня они русифицированы и хорошо интегрируются в процесс обучения дошкольников».

Пусть будет сверху

Но все эти проекты, по большому счёту, не позволяют пока говорить о модернизации процесса образования в целом — его системы планирования, контроля и отчётности. Для этого необходимо оснастить компьютерный парк школ в рамках города, а лучше — всего региона, аналогом CRM — программным обеспечением, которое позволило бы эффективно работать с информацией: создавать электронные библиотеки, управлять процессом в электронном виде, собирать статистику. Отдельные примеры таких проектов есть: компания «Ситроникс Информационные Технологии» продвигает коммерческий проект «Мультисервисная Информационная Образовательная Среда» (МИОС) — аппаратно-программный комплекс для внедрения интерактивных технологий в процесс обучения и управления учебным заведением, включающий оборудование, ПО и средства широкополосного доступа в интернет. На Юге подобных проектов, реализуемых на средства спонсоров и (или) бюджетов города, к концу этого года будет четыре.

Андрей Брюнин, руководитель отдела внедрения информационных образовательных систем «Ситроникс Информационные Технологии», рассказывает о реализованном в махачкалинской гимназии № 1 проекте единой школьной локально-вычислительной сети под управлением программно-аппаратного комплекса «Сервер школы». На нём установлены автоматизированная система управления учебными занятиями, система управления качеством образования, библиотека ЦОР, пять интерактивных кабинетов — физики, химии, биологии, математики и мультипредметный, мобильный компьютерный класс (МКК) на базе тележки-сейфа с ноутбуками. «В Махачкалу мы поставили такие популярные среди учителей, учеников и их родителей модули, подсистемы и сервисы, как модули составления расписания, составления отчётов, управления качеством обучения, СМС-оповещения о явке или неявке ученика в школу, конструктор уроков, электронный классный журнал, — поясняет г-н Брюнин. — Стоимость проекта составила около 6,5 миллиона рублей. Возможно увеличение числа интерактивных кабинетов до 50 (сейчас менее 10), два и более МКК с лингафонными кабинетами на их основе, с неограниченным количеством цифровых образовательных ресурсов, и так далее. Для этого размер инвестиций должен достигать 10 миллионов рублей».

Александр Уваровский считает, что российская школа — на пороге перемен, главное — чёткая проработанность инноваций. «Сейчас, сделав шаг, необходимо потоптаться на месте, понять, на каком этапе модернизации системы мы находимся. На мой взгляд, очередным масштабным шагом развития школы должна стать реализация проекта “Цифровая школа”, о котором мы сегодня очень много говорим, — убеждён г-н Уваровский. — Пора действовать. Многие руководители, которые наполнили классы компьютерной техникой, говорят, что они уже создали цифровую школу, но это не так. Цифровая школа — это нечто значительно большее. На уровне учреждения можно реализовать только элементы системы. Необходимо масштабно определиться в программных продуктах, которые позволят создать единую программную базу на уровне учреждения, муниципалитета и региона».

На этом этапе возникает ещё один вопрос, который стал препятствием для реализации массы других цифровых инициатив — о единообразии ПО. Если разные учебные заведения в масштабах региона будут внедрять разнородные проекты, одни — на основе ОС Windows, другие — на Linux; в какой-то школе программная платформа будет 1С, а где-то — «самописная», то такой «зоопарк» программных средств не позволит объединить школы региона, а в идеале и страны, в единое целое. Важен вопрос единообразия ПО. Александр Уваровский считает, что это прежде всего вопрос об источнике такой инициативы, и в этой роли он видит в первую очередь государство: «Мне кажется, должна быть определена единая программная среда, причём на уровне всего региона. Предложений масса. Необходимо детально разобраться в вопросе обработки персональных данных, управления потоками информации, поступающими от учреждений».

Сейчас на сайте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы сообщается, что доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, в 2012 году должна составить 17%. Однако в разделе «Создание единой информационной системы образования» (http://www.fcpro.ru/program-implementation/activity-9) об этом пока ничего не написано.



Источник: Группа «Эксперт», Людмила Шаповалова.
Просмотров: 858 / Добавил: Buka / Дата: 10.12.2016 / Комментарии 0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]